Цена оценки
(разъяснения о новом налоге на имущество)

В начале следующего года вступит в силу закон, согласно которому налог на имущество граждан будет рассчитываться исходя не из инвентаризационной стоимости недвижимости, а из кадастровой.

Он наделал много шума, кото­рый не утихает до сих пор. Однако на поверку утверждения критиков закона безосновательны – заоблач­ного роста налога не произойдет. Для большинства россиян ставка не превысит 0,1% от кадастровой стоимости имущества. Кроме того, в течение пяти лет власти будут применять понижающие коэффициенты. Начислять налог в полном объеме начнут только в 2020 году. При этом льготы для со­циально незащищенных граждан сохранятся.

Еще одно, что волнует скепти­ков, – достоверность кадастровой оценки, которая заложена в осно­ву расчета стоимости имущества. Здесь важно учесть, что решение о проведении оценки принимают исполнительные власти на местах. Они же выбирают оценщика. По сути, от квалификации последнего и зависит качество проводимых работ. На деле обвинения по поводу спра­ведливости кадастровой стоимости нередко сыплются в адрес Феде­ральной службы государственной регистрации, кадастра и картогра­фии (Росреестр), которая только вносит результаты массовой када­стровой оценки, принятые заказ­чиком, в государственный кадастр недвижимости.

Политика открытости

Несмотря на то, что Росреестр тесно взаимодействует с саморегулируе­мыми организациями (СРО) оценщиков, непосредственно влиять на деятельность оценочных компаний и тем более применять к ним меры административного воздействия ведом­ство не имеет права. Участие Росреестра в процессе государственной кадастровой оценки ограничивается предоставлением имеющихся сведе­ний об учтенных в государственном кадастре недвижимости объектах и внесением в него результатов опреде­ления кадастровой стоимости.

В то же время именно Росреестр рассматривает в досудебном порядке претензии собственников к результатам оценки в рамках специальных ко­миссий, работающих при территори­альных органах ведомства, поскольку на службу возложена ответственность за достоверность данных об объектах недвижимости и качество предостав­ления услуг по их регистрации.

«Росреестр оказывает одну из наи­более востребованных публичных госуслуг – постановку на кадастровый учет и регистрацию прав и сделок с недвижимостью. Поэтому служба проводит политику открытости, информирует граждан о своей деятельности, со­вместно с Общественным советом, созданным при Росреестре, постоян­но совершенствует рабочие процессы с целью повышения качества оказа­ния услуг. Так, Росреестр существенно сократил сроки оказания услуг по сравнению с прошлым годом. Сейчас на реги­страцию прав в среднем по России уходит 12 дней, а на кадастровый учет – 11. Причем этого удалось достичь даже без дополнительных расходов, а скорее, наоборот – в условиях со­кращения бюджетного финансирова­ния.

Справедливость по закону

С января 2015 года Росреестр пла­нирует запустить новый интернет-портал, на котором посетителям в удобном и понятном виде будут пре­доставлены информационные мате­риалы и сервисы – в том числе можно будет узнать кадастровую стоимость зарегистрированной недвижимости. Не исключено, что информация, связанная с некорректной оценкой, будет также встречаться. Но уже сегодня чиновники стараются свести ее к минимуму. В частности, тот же Росреестр предлагает ввести квалификаци­онные требования для оценщиков, а в случае их нарушения – дисквали­фицировать специалистов. При этом дисквалификация не будет означать полный запрет на оценку, а только запрет на проведение кадастровой оценки.

Граждане должны иметь четкое представление о том, как рассчиты­вается имущественный налог. А справедли­вость начисления налога будет за­висеть от того, насколько корректно определена кадастровая стоимость объекта недвижимости. В этом смысле для ФНС особенно важно своевременно получать от Росреестра полные и достоверные данные об объектах недвижимости. Это позво­лит не только безошибочно исчис­лять имущественные налоги гражда­нам, но и увеличить поступления в местные бюджеты за счет вовлечения в налоговый оборот большего числа земельных участков и иных объектов недвижимости.